ПАУКИ-ЛЕТУНЫ И ПТИЦЫ-ЗАЙЦЫ
Какие курьезные и подчас загадочные явления на — ілюдаются в атмосфере в связи с ее последними свойствами, показывают, например, такие случаи.
Знаменитый конструктор орудий и пулеметов Хай — рем Максим, пользующийся заслуженной известностью и в авиации (о нем еще будет речь дальше), при юдит такой пример.1
„Я наблюдал однажды маленьких пауков, спускав иихся на паутине с неба. Это очень меня забавляло: мне казалось, что там, наверху, они за что-то привязали свою паутину и нарочно плели ее, чтобы спуститься на землю. "1о что могло бы служить им опорой? Небо было ясно, і я совершенно не мог объяснить себе этого явления.
„Впоследствии я узнал из книг, что существует 1шд пауков, которые летают с помощью только ветра, рни взбираются, кажется, на высокое дерево и, по — іестившись на выступающей ветке или листике, дожидаются, пока не попадут в восходящий поток. Хотя Ііаук очень мал, не больше булавочной головки, в его Геле имеется около 200 паутинных бородавок, и паутина I то состоит примерно из такого же числа крайне тонких Гитей. Последние вытягиваются отдельно, пока не обра — I уют, переплетаясь между собой во всех направлениях, Гочти невидимую тонкую ткань в виде цилиндра примерно в 1 см диаметром и в 60 см в длину.
1 «Летание искусственное и естественное’* — 1909 г.
„С появлением восходящего ветра, почти невесомое сцепление паутины увлекается вверх, и как только паук чувствует, что подъемная сила достаточная, он оставляет свое убежище и пускается в воздушное плавание".
Надо сказать, что такие насекомые, как комары, мухи, стрекозы и некоторые бабочки, обладают возможностью парить в воздухе при самой легкой вертикальной тяге ветра. Для этого достаточно иметь вертикальную составляющую силу ветра всего от 0,1 до 0,5 лі в секунду. Неудивительно, что с паутинным парусом могут успешно парить в воздухе и пауки, используя прежде всего все тепловые воздушные токи.
Но этими же „воздушными лифтами" еще с большим искусством пользуются птицы, — и даже не мелкие, а крупные, прибегающие к парящему лету, т. е. на неподвижнораспростертых крыльях. Известно, что такие птицы живут преимущественно в горах или у моря, где ветры отличаются наиболее разновидными формами. Таковы, например, коршуны, орлы, грифы, чайки, альбатросы ит. п. До какой чувствительности доходит способность этих птиц ловить в атмосфере восходящие токи, доказывает, например, следующий факт.
Всем мореплавателям хорошо известно, что некоторые крупные морские птицы часто сопутствуют судам, преследуя их многими часами, а то и сутками. При этом было обращено внимание в особенности на то, что такие птицы проделывают путь совместно с пароходами с очень малоіі затратой труда, летя большею частью с нeпoдвижным^ крыльями. Тежептицы, которые пускаются преследовать па русников, при той же погоде не могут лететь так свободш и должны во многих случаях прибегать к ударам крыльями При выяснении этого явления было обнаружено, чт< в штиль парящие птицы держатся несколько позади судна
а при ветре—ближе к подветренной стороне (т. е. оставляя судно от себя в направлении на ветер). Так же было замечено, что если птица отставала от корабля, например, охотясь за рыбой или за нарочно брошенной ей в воду приманкой, то, догоняя потом пароход, она большею частью должна была энергично „грести" крыльями.
Все эти загадки нашли простое объяснение в том, что над пароходами, от работы их машин, всегда образуются оки восходяще го теплового воздуха, которыми прекрасно можно пользоваться.
Совершенно понятно также, что птицы безошибочно выбирают себе относительно судна и ветра такую позицию, где восходящие токи от паровых машин бывают наибольшие. И поскольку они иногда оставляют это буквально тепленькое местечко, им приходится при возвращении затрачивать лишнюю собственную энергию… Очевидно также, что парусные суда лишены этих выгодных преимуществ.
В рассмотренном случае птицы путешествуют вместе с пароходом за его счет, буквально как „безбилетные
зайцы“ (может быть когда-нибудь эти тепленькие местечки в воздухе будут действительно эксплоатироваться). Но во всей атмосфере разлито так много энергии, и энергии совершенно даровой, имеющей своими источниками только солнце и землю, что известная даровщинка в пользовании этой силой составляет скорее не исключение, а общее правило. Правда, человек подошел к этому источнику еще в самой ничтожной степени, — пока только в планерном (парящем) спорте. Но изумительное искусство летания птиц имеет в основе прежде всего использование всех внутренних сил атмосферы, частью невскрытых и до сих пор.
Птицы прекрасно пользуются тепловыми восходящими токами у земли, от накаленных солнцем песков, скал или от металлических перекрытий в городах. Не менее искусно используют они восходящие ветры динамического происхождения, отражающиеся в горах, в долинах или в море от его волн и перекатов (в последнем случае играют роль и собственные всплески волн). Птицы инстинктивно знают и чувствуют всю сущность и внутреннюю природу каждого ветра, о чем мы все еще строим лишь догадки. И для поддержания себя в воздухе они умеют извлекать выгоду из каждого порыва, взбираясь на него, как на волну, и даже из каждого перерыва в дуновениях, увеличивая при этом скорость при снижении.